Подготовка водителей и специалистов массовых технических профессий
Образовательные учреждения
По данным краевой ГАИ, выпускники ДОСААФ гораздо реже попадают в ДТП, нежели водители, получившие права в частных автошколах.
Этот материал родился из сводок ГИБДД. Мы постоянно мониторим ситуацию
на дорогах и знаем об авариях, которые происходят на дорогах Кубани.
Результат исследований: примерно в 15% ДТП участвуют водители, чей стаж
не превышает одного года. А подняв статистику, мы выяснили еще более
интересные факты.
Итак, за прошлый год более чем 72 тысячи кубанцев получили водительские
удостоверения. Почти 18,5 тысяч из них обучались в ДОСААФ и они ни разу
не въехали в пешехода, не выскочили на встречку, не врезались в стоящий
автомобиль. Остается всего 12,5 тысяч. На них то и приходятся те самые
аварийные проценты. Естественно, возникает вопрос об уровне подготовки в
частных школах вождения.
Ирина Завадская, инспектор отдела пропаганды краевой Госавтоинспекции:
- В прошлом году на Кубани произошло 554 ДТП, в которых пострадали люди.
Погибло 68 человек, еще 554 получили травмы. А за 9 месяцев этого года
зарегистрировано 438 аварий, унесшие 42 жизни. Ранения же получили 605
человек. Статистика неутешительная. Чаще всего аварии случаются из-за
нарушения скоростного режима. Особенно этим грешат молодые водители.
Высокая скорость в совокупности с малым опытом – опасная смесь. Проблема
рождена слабой культурой вождения. Получив в школе базовые навыки и
выучив Правила дорожного движения, молодые автовладельцы часто считают
себя опытными водителями, хотя, конечно, таковыми не являются. И риск
аварий особенно велик в первые годы вождения. Поэтому мы всячески ратуем
за повышение ответственности инструкторов автошкол, чтобы они не только
учили рулить, но и прививали безопасный стиль вождения. Больше уделяли
внимания культуре поведения на дорогах и воспитывали уважение у своих
учеников к другим участникам дорожного движения.
Тем не менее, доля ДТП, совершенных молодыми водителями остается
практически неизменной. Получается, что от уровня подготовки и
ответственности инструктора зависит жизнь и здоровье не только тех, кто
недавно сел за руль, но и всех нас. И ДОСААФ, в этом плане, выглядит
наиболее предпочтительным вариантом.
Сергей Бобылев, Председатель регионального отделения ДОСААФ России Краснодарского края:
- Можете считать это рекламой, но лично я считаю, что человек, который
хочет научиться управлять автомобилем безопасно для себя и окружающих
должен прийти в ДОСААФ. У нас каждый наставник – профессионал,
проработавший 10-30 лет. Мы учим по методикам, доказавшим свою
состоятельность. Не буду обсуждать уровень подготовки в частных
автошколах. Скажу о нашей организации. Практически в каждом районе края
есть отделения ДОСААФ и абсолютно везде наших учеников готовят по единым
стандартам. Поэтому уровень профессионализма водителей у нас стабильно
высокий, независимо от того в Краснодаре учился водитель или в районе.
Мы - открытая организация и внимание к нашей деятельности со стороны
контролирующих органов всегда повышенное, что является еще одной
гарантией качества обучения. У нас очень хорошая база. Простой пример,
для обучения вождению частной школе достаточно иметь автодром площадью
0,24 гектара. У нас в Краснодарском крае под эти цели отведено в среднем
2,5 гектара. Что называется, почувствуйте разницу. Думаю, что именно
гармоничное сочетание опытных наставников, проверенных методик и хорошей
материально-технической базы дает тот эффект, что из 18-ти с лишний
тысяч наших выпускников, окончивших курсы в прошлом году, ни один не
стал виновником ДТП с пострадавшими.
Казалось бы, преимущества обучения в ДОСААФ очевидны. Однако организации
приходится постоянно бороться за учеников. Особенно конкуренция
возросла в последние годы. Одна из причин – демографическая яма. Если
еще несколько лет назад из стен среднестатистической кубанской школы
выходило порядка полусотни учеников, то сейчас около 30-ти. По прогнозам
специалистов ситуация выровняется только лет через пять.
Соответственно, сократилось и количество желающих получить водительские
права. Экономическая ситуация тоже позитива не добавляет: по данным
автоэкспертов продажи машин упали на 40%. В битве за клиента частные
автошколы снизили цены. ДОСААФ этого себе позволить не может – слишком
велики затраты на содержание материальной базы. Да и никаких налоговых
преференций у организации нет. Достаточно сказать, что за прошлый год
краевое отделение ДОСААФ перечислило в бюджет налогов и страховых
взносов на 80,185 млн. рублей. А за первое полугодие 2016-го казна
получила 32,311 миллионов. А если сюда добавить затраты на бесплатное
обучение военно-учетным специальностям (ВУС), спортивно-массовые
мероприятия и патриотическую работу, получится вовсе запредельная цифра.
Доходы от обучения водителей – основной источник средств для ДОСААФ и
жесткая конкурентная борьба сильно осложняет жизнь организации. В
качестве аргумента остается лишь уровень подготовки и традиционно
безаварийная езда выпускников. Однако когда будущие водители видят, что в
частной автошколе цена на 2-3 тысячи ниже, они редко задумываются кто и
как их будет учить.
Но ДОСААФ не стоит на месте и постоянно расширяет список специальностей,
которые можно получить в стенах этой организации. Здесь учат на частных
охранников, электрогазосварщиков, операторов АЗС, водолазов, основам
безопасного обращения с оружием и многому другому.
При этом увеличивается количество бесплатных кружков и курсов. Так,
здесь готовят десантников, водителей БТРов и других армейских
специалистов. Это огромные затраты, которые ложатся исключительно на
плечи краевого ДОСААФ.
С другой стороны не совсем понятно, почему организация, решающая
государственные задачи не имеет государственной же поддержки. Ни по
налогам, ни по страховым взносам, никаких субсидий на покупку техники –
ничего. Все исключительно на рыночных рельсах. А тем временем краевое
ДОСААФ признано лучшим в стране по подготовке десантников. В этом году
7-ю гвардейскую десантно-штурмовую (горную) дивизию, базирующуюся в
Новороссийске, пополнили 300 кубанских призывников, и 100 ростовских
прошедших подготовку в ДОСААФ Краснодарского края. Этот опыт уже
тиражируется по всей стране. И обучение для призывников не стоит ни
копейки, хотя организации выливается в миллионы рублей. Может имеет
смысл на краевом и федеральном уровне рассмотреть возможность поддержки
ДОСААФ. Благо и повод есть: в следующем году Добровольному обществу
содействия армии, авиации и флоту исполняется 90 лет. И все эти годы
организация успешно решает задачи по укреплению обороноспособности
страны и национальной безопасности.
Иван ПРЫТЫКА